Образовательная программа дошкольного образования (далее— Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 и (далее — ФОП ДО)
Цель Программы:
-
разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
-
обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
-
приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-
структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: * формы, способы, методы реализации программы; * особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; * способы поддержки детской инициативы; * взаимодействие педагогического коллектива с семьями; * коррекционно-развивающая работа; * рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
В организационный раздел включают:
|
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 10-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
-
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
-
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
-
В МБДОУ д/с «Чебурашка» х.Лесной функционируют 3 возрастных группы.
Возрастная категория группы |
Группа разновозрастная (от 1.5 до 4 лет) |
Группа разновозрастная (от 4 до 6 лет) |
Группа разновозрастная (от 5 до 7 лет) |
Количество возрастных групп |
1 |
1 |
1 |
-
Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
-
Используется региональный компонент в образовательном процессе.
-
Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы.
-
Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
-
Осуществляются дополнительные платные услуги.
-
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Ссылки на ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
-
парциальная программа «Родники Дона» Чумечева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. учебно — методическое пособие .2-е изд., доп. - Ростов н/Д; Ростиздат. 2011.- 412 с http://dssol.ucoz.ru/js/don/rodniki-dona-r.m-chumicheva.pdf
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
-
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
-
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
-
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
-
информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
-
просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
-
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
-
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
-
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
-
открытость;
-
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
-
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Название направления |
Содержание работы |
Диагностико - аналитическое направление |
Включает получение и анализ данных:
|
Просветительское направление |
Просвещение родителей по вопросам:
|
Консультационное направление |
Консультирование родителей:
|
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МБДОУ д/с «Чебурашка» х.Лесной с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство с семьей |
Встречи-знакомства, анкетирование |
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники |
Просвещение родителей |
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах |
Совместная деятельность |
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе |