Детский сад

ЧЕБУРАШКА

Образовательная программа дошкольного образования (далее— Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 и (далее — ФОП ДО)

Цель Программы:

  • разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи Программы:

  • обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

  • приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

  • структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

  • создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  • обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

  • обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.

Целевой раздел

Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей

Содержательный раздел

Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:

* формы, способы, методы реализации программы;

* особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

* способы поддержки детской инициативы;

* взаимодействие педагогического коллектива с семьями;

* коррекционно-развивающая работа;

* рабочая программа воспитания

Организационный раздел

В организационный раздел включают:

  1. * психолого-педагогические условия реализации Программы;

  2. * особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

  3. * материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

  4. *примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

  5. * кадровое обеспечение;

  6. * режим и распорядок дня в возрастных группах;

  7. * календарный план воспитательной работы

Организация режима пребывания детей в детском саду

Режим работы: 10-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.

Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:

  • первый период (с 1 сентября по 31 мая);

  • второй период (с 1 июня по 31 августа).

Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.

Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.

1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.

  1. В МБДОУ д/с «Чебурашка» х.Лесной функционируют 3 возрастных группы.

Возрастная категория группы

Группа разновозрастная (от 1.5 до 4 лет)

Группа разновозрастная (от 4 до 6 лет)

Группа разновозрастная (от 5 до 7 лет)

Количество возрастных групп

1

1

1

  1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.

  2. Используется региональный компонент в образовательном процессе.

  3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы.

  4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.

  5. Осуществляются дополнительные платные услуги.

  6. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. Ссылки на ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 и парциальные программы

В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.

Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:

  • парциальная программа «Родники Дона» Чумечева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. учебно — методическое пособие .2-е изд., доп. - Ростов н/Д; Ростиздат. 2011.- 412 с http://dssol.ucoz.ru/js/don/rodniki-dona-r.m-chumicheva.pdf

 

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО

 

Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:

  • психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;

  • повышение воспитательного потенциала семьи.

Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:

  • информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

  • просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

  • способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

  • построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

  • вовлекать родителей в образовательный процесс.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;

  • открытость;

  • взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  • индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;

  • возрастосообразность.

Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.

Название направления

Содержание работы

Диагностико - аналитическое направление

Включает получение и анализ данных:

  • о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;

  • об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;

  • планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;

  • согласование воспитательных задач

Просветительское направление

Просвещение родителей по вопросам:

  • особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

  • ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

  • информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;

  • условий пребывания ребенка в группе ДОО;

  • содержания и методов образовательной работы с детьми

Консультационное направление

Консультирование родителей:

  • по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи;

  • об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;

  • о возникающих проблемных ситуациях;

  • о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др.

Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.

Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.

Основные практические формы взаимодействия МБДОУ д/с «Чебурашка» х.Лесной с семьей

 

Этапы

Формы

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, анкетирование

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности

Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники

Просвещение родителей

Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах

Совместная деятельность

Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе